"Жить в Москве долгое время не очень удобно. По дороге из дома в офис, а когда возвращаюсь, провожу не менее трех-четырех часов в день; в выходной я хожу в гипермаркет- опять пробки и бесконечные очереди. Рост цен на недвижимость в Москве не позволяет мне менять свою квартиру на что-то лучшее в старой панельной девятиэтажке", - делится своими проблемами Дмитрий, начальник отдела крупной производственной компании. И в конце нашего разговора он уверяет, что если бы не по работе, он был бы счастлив переехать со своей семьей в подмосковный город, где ешил бы «тише, спокойнее и зеленее».

Однако финансовый кризис и сопутствующие ему увольнения и сокращение зарплат, возможно, заставят Дмитрия, как и многих москвичей, сменить место жительства в столице на региональные. Пока нет выхода? Продать квартиру в Москве и купить загородный дом в Московской области, а за разницу в такой смене спокойно выйти из непростого периода, который, как обещают экономисты, продлится полтора года. Те, кто продолжает свою работу в столице, могут выбрать города, расположенные в 2-7 км от кольцевой дороги. Инфраструктура многих из них практически так же развита, как и в Москве, и к тому же всегда есть шанс устроиться на работу на некоторые близлежащие предприятия. Между тем, количество организаций, занимающих офисы за МКАД, будет расти- таким образом, владельцы будут деконструировать расходы.

Населенные пункты, расположенные в 20-50 км от Москвы, имеют свои преимущества: низкие цены на жилье в два-три раза ниже, чем в столице, и, как правило, имеют хорошую экологию.

За последние три месяца мы познакомили читателей с городами Московской области. В каждом выпуске от 22 сентября была опубликована статья, в которой подробно описаны преимущества и недостатки направления. Результатом наших исследований стал рейтинг инвестиционной привлекательности городов Московской области и, исходя из этого, заложил основу, на которую мы могли бы наконец ответить на столь насущный для большинства людей вопрос: где хорошо жить в Подмосковье?

Почему территория?

Оценивая их, мы исходили из интересов как тех, кто покупает квартиру в этом районе для собственного проживания, так и тех, кто рассматривает покупку жилья как сохранение или тиражирование своего капитала. Было бы ошибкой полагать, что во время рецессии рынка недвижимости квартиры в региональных городах потеряли свой инвестиционный потенциал.

Во-первых, жилищная безопасность россиян находится на катастрофически низком уровне. Россия достигнет европейских показателей только к 2025 году. В любом случае, так считалось до кризиса. Насколько он оттолкнул начало жилищного строительства - пока неизвестно, но прогнозы экспертов неутешительны: по крайней мере к апрелю 2009 года экономическая ситуация ухудшится, и тогда России потребуется не менее года, чтобы компенсировать последствия финансовых волнений. Все это время активность на рынке недвижимости будет низкой. Большинство девелоперов строят свои дома по кредитам, девелоперы сегодня отказываются от новых проектов. Это значит, что в ближайшем будущем нас ожидает острый дефицит жилья.

Дефицит жилья едва ли позволит ценам существенно снизиться. Качественная недвижимость потеряет в цене не более 15%

Во-вторых, в Подмосковье выбор шире, нежели в столице, а цены ниже. Не случайно платежеспособный спрос тянется в область уже без малого два года. И ей это на пользу: в городах, расположенных неподалеку от МКАД, стремительно обновляется жилой фонд. Постепенно решаются проблемы, связанные с социальной, торговой, развлекательной инфраструктурой, привлекательность областных городов для потенциальных жителей растет. И инвестиционный климат неизбежно улучшается — ведь повышаются спрос и цена. Кстати, потенциал роста последней в Подмосковье выше — стоимость квадратных метров в большинстве областных городов не достигла еще своего потолка.

«Нужно понимать, что с точки зрения экономической эффективности выгодными будут только долгосрочные вложения средств, то есть рассчитанные как минимум на два-три года, — говорит директор управления вторичного рынка компании “Инком-недвижимость” Михаил Куликов. — Входить на рынок городов Подмосковья лучше всего весной и летом 2009 года, когда он достигнет ценового дна».

С этим не совсем согласен советник финансово-строительной корпорации «Лидер» Григорий Алтухов: «Имеющиеся объекты рано или поздно будут распроданы, а новых появится мало. И сейчас, возможно, самое время приобретать жилье, тому благоприятствуют дисконты, предоставляемые продавцами, и цены. Ждать существенного снижения стоимости квадратных метров до весны-лета следующего года довольно опасно: не исключено, что в ближайшее время на рынке просто не останется привлекательных объектов».

Сегодня, когда фондовый рынок демонстрирует самые пессимистичные настроения, а игра на валютном рынке сдобрена изрядной порцией рисков, с трудом поддающихся оценке, недвижимость приобретает особенное значение для тех, кто ищет новые инвестиционные инструменты. Имеющийся дефицит жилья едва ли позволит ценам существенно снизиться даже в условиях кризиса. Самые смелые прогнозы — падение стоимости 1 кв. м на 30% до лета 2009 года. Но риэлтеры делают оговорку: речь идет исключительно о переоцененном жилье (в основном о квартирах в панельных пятиэтажках и плохом экономклассе в сегменте новостроек), качественная недвижимость потеряет в цене не больше 15% за год. После окончания кризиса она, вероятнее всего, будет стремительно дорожать. Едва ли сегодня, вкладывая деньги в жилье, следует рассчитывать на существенное преумножение средств, но использовать недвижимость в качестве инструмента для сохранения платежеспособности капитала, как полагают эксперты, можно. И пока есть выбор новостроек, не лишним будет эту возможность рассмотреть.

Ни дня без пробки

Основной недостаток большинства городов в МО — плохая транспортная доступность. Это крайне негативно сказывается на инвестиционной привлекательности недвижимости, поскольку спрос на квартиры в городах, путь к которым преграждают бесконечные пробки, низок. Показатель «время в пути» постепенно вытеснил с первого места фактор удаленности города от МКАД — теперь важно, насколько быстро скоростное шоссе ведет к дому, а не сколько километров отделяет жилье от офиса. Ведь известно, что 10 км пути по загруженной трассе порой равняются 50 км по свободной дороге.

Самой тяжелой транспортная ситуация считается на Ленинградском шоссе. Автомобили толкаются на всем протяжении пути до Солнечногорска, особенно же тесно на отрезке трассы, ведущей к аэропорту Шереметьево. В нашем рейтинге города, подъезд к которым осуществляется по Ленинградке, существенно потеряли в оценке именно за счет низкого балла за транспортную доступность.

Второе место в списке самых загруженных трасс делят Щелковское и Дмитровское шоссе, а третье, согласно результатам исследования ГИБДД за 2007 год, досталось дороге Москва—Минск. Горьковское, Ярославское и Новорижское шоссе регулярно стоят из-за ремонтных работ. Последнее, правда, все равно держит неплохую скорость благодаря многополосности и хорошему покрытию. Пробки собираются в основном на въезде в Москву. Перспективы у Новой Риги неплохие — вскоре откроется новый съезд, ведущий почти к Третьему транспортному кольцу.

Калужское и Симферопольское шоссе — самые свободные. Волоколамское, возможно, станет таковым после запуска в эксплуатацию платной дороги до Красногорска.

Скоростные шоссе привлекают застройщиков, специализирующихся на возведении коттеджных поселков, что способствует развитию инфраструктуры, причем не только и не столько экономкласса, сколько бизнес- и даже премиум-сегмента. Это важно, так как в подавляющем большинстве подмосковных городов преобладает бюджетная застройка, и предприятия, предоставляющие товары и услуги, относятся к тому же сегменту.

Разумеется, важно не только то, насколько быстро и удобно добираться до того или иного города на личном авто, но и степень развития системы общественного транспорта. Маршрутные такси и автобусы, да еще отправляющиеся от разных станций метро — приятное дополнение к прочим достоинствам того или иного города, однако они не спасают от пробок на дорогах. И отсутствие прямого железнодорожного сообщения с Москвой — существенный минус любого областного населенного пункта. Электричка — удобный вид транспорта, особенно если она скоростная. Такие поезда даже довольно большие расстояния преодолевают за вполне приемлемое по московским меркам время (час-полтора) и прибывают, что самое удобное, сразу в центр Москвы.

Лидеры и аутсайдеры

С довольно приличным отрывом от третьего призера первое-второе места в рейтинге поделили Красногорск и Одинцово. Социальная инфраструктура Красногорска развита неплохо. Есть частные детские сады, существенно облегчающие жизнь молодым родителям. Магазинов в городе хватает с избытком, так же как предприятий индустрии отдыха и развлечений. Несмотря на то что Красногорск расположен в непосредственной близости от Москвы, экологическая обстановка в нем благоприятная. Кроме того, к городу ведет не самое загруженное Волоколамское шоссе, а также скоростная Новая Рига. Система общественного транспорта позволяет быстро и с комфортом добраться до города — в часы пик можно воспользоваться электричками, отправляющимися с Рижского, Курского вокзалов и от платформы Каланчевская неподалеку от станции метро «Комсомольская». А когда дороги свободны — автобусами и маршрутными такси из Тушина, Митина и от станции метро «Сходненская».

В Красногорске большой выбор новостроек — город является одним из лидеров по объему предложений в этом сегменте. Возводят здесь в основном монолитно-кирпичные дома, некоторые из которых соответствуют по качеству уровню бизнес-класса. «Минус Красногорска в высоких ценах на недвижимость, но ведь не бывает хорошо и дешево, — говорит независимый аналитик по недвижимости Евгений Муравьев. — В докризисные времена можно было посоветовать инвесторам вкладываться в строящиеся объекты проверенных девелоперов. Теперь риски очевидно выше — работы могут встать в любое время. Нужно быть особенно осмотрительным и обращать внимание на скидки, которые предоставляют продавцы почти законченных или даже завершенных объектов».

Одинцово также расположено на престижном направлении — к городу ведет Можайское шоссе. Отлично развитая торговая и развлекательная инфраструктура и система общественного транспорта (автобусы и маршрутки ходят от нескольких станций метро, электрички — с Белорусского вокзала), близость Рублево-Успенской трассы с частными школами, садами, предприятиями питания и индустрии красоты бизнес- и премиум-сегмента, а также отличная экология — вот что вывело город в лидеры. Он похож на хороший спальный район Москвы, которым и является по сути, а не согласно административному делению. Высокие цены на жилье несколько снижают инвестиционную привлекательность недвижимости, однако рынок новостроек здесь довольно обширен, и всегда есть возможность найти интересные предложения. На существенный рост цен здесь в ближайшие два-три года рассчитывать не стоит, Одинцово — скорее рынок для долгосрочных инвестиций.

Город Видное, занявший третью строчку, расположен в менее благоприятном с экологической и социальной точки зрения месте — к нему ведет Каширское шоссе. Близость к МКАД — большой плюс в данном случае, ведь иначе путь до дома занимал бы несколько часов из-за пробок: трасса ведет в густонаселенный район Подмосковья. Закрепиться в тройке лидеров Видному помогла хорошо развитая торговая и развлекательная инфраструктура и обилие новостроек. Остальные показатели трудно назвать блестящими. В том числе инвестиционную привлекательность недвижимости. Эксперты советуют вкладывать в строящиеся дома, но сегодня это по понятным причинам рискованно.

Другие города, граничащие с Москвой, также вошли в первую десятку наиболее комфортных, однако по разным причинам не выбились в лидеры. Химкам, например, помешала низкая транспортная доступность и очень плохая экология, Мытищи оттеснили на седьмое место проблемы с образовательной инфраструктурой, пробки на Ярославке и высокие цены на жилье. Балашиха оказалась ближе к концу десятки лидеров из-за катастрофического положения с детскими садами и школами, весьма средних экологических показателей и все тех же автомобильных заторов на Горьковском шоссе. Однако все эти города в целом вполне комфортны для проживания.

«Наиболее привлекательные с инвестиционной точки зрения населенные пункты Подмосковья — это ближайшие города-спутники: Химки, Мытищи, Балашиха, Люберцы, Одинцово, Красногорск. Все они имеют большой потенциал для развития, — полагает Михаил Куликов. — В последнее время там очень активно шло комплексное освоение территорий». В Химках, например, появились новые кварталы — Новокуркино и Юбилейный, в Балашихе — Солнцеград, в Люберцах начинается освоение бывших полей аэрации, на которых планируется построить около 1 млн кв. м социального жилья. Параллельно идет развитие образовательной, торговой, транспортной инфраструктуры, обновление инженерных сетей, появляются новые деловые комплексы и отели, дающие жителям рабочие места. «Никакой кризис не будет длиться вечно, рано или поздно он все равно закончится, а все перечисленные факторы так или иначе будут способствовать росту цен в ближайших городах Подмосковья», — замечает Михаил Куликов.

В первой десятке оказались удаленные от Москвы города — Раменское (28 км) и Истра (40 км). Последней помогла великолепная экология, низкие цены на жилье, неплохая транспортная доступность. «Истра будет интересна тем покупателям, которые предпочитают городским квартирам как минимум таун-хаусы и дюплексы, а еще вероятнее — современные коттеджи с городскими коммуникациями, — полагает Евгений Муравьев. — После кризиса такие проекты обязательно появятся. Пока в городе строят мало, но присматриваться к нему нужно уже сейчас». Раменское — один из лучших городов Московской области. Несмотря на удаленность, добраться до него на электричке с Казанского вокзала в Москве можно за час. Новорязанское шоссе — не самое загруженное в области, но с пробками жителям Раменского все-таки придется считаться, транспортная доступность довольно плохая. Однако здесь отлично развита вся инфраструктура, идет активное обновление жилого фонда. Покупать недвижимость эксперты советуют с осторожностью из-за высокой стоимости — следует делать ставку на максимально качественные объекты, стараясь получить существенную скидку.

«Можно также инвестировать в подмосковные города в пределах 30-километровой зоны — в Апрелевку, Подольск, Домодедово, Щелково, Лобню, Пушкино, — говорит Михаил Куликов из “Инком-недвижимости”. — Однако в этом случае нужно быть более осторожным и тщательно выбирать объект. Лучше всего приобретать коммерческое жилье эконом- и бизнес-класса, которое уже сдано госкомиссии или находится на завершающем этапе строительства. Объекты, построенные наполовину или находящиеся на начальном этапе, лучше пока вообще исключить из-за риска недостроя».

На последних строчках нашего рейтинга находятся несколько городов, расположенных близко к Москве. Они стали аутсайдерами, набрав наименьшее количество баллов почти по всем показателям. Дзержинский упал на самое дно из-за отсутствия прямого железнодорожного сообщения с Москвой, медленного обновления жилого фонда и высоких цен на недвижимость. Щербинка не представляет интереса для инвесторов, поскольку там возводится в основном панельное жилье для очередников. Социально-культурный климат соответствующий. Кроме того, не хватает детских садов. Котельники потерпели фиаско из-за отсутствия электричек, чрезвычайно плохой социальной инфраструктуры. Кроме того, все эти города расположены в неблагоприятных с экологической точки зрения районах.

Методика рейтинга

Цель нашего рейтинга — выявление города, наиболее привлекательного для покупателей жилья, как в инвестиционных целях, так и для собственного проживания. Статистика, собранная риэлтерами, показывает, что желающие приобрести квартиру в Подмосковье, как правило, намереваются после переезда работать в столице. А значит, проделывать ежедневно путь от дома в области до офиса в Москве. Опираясь на этот факт, мы очертили круг потенциально привлекательных мест для проживания в пределах 55 км от МКАД. Вместе с тем, принимая во внимание сложную транспортную ситуацию на многих загородных шоссе, основное внимание мы уделили не удаленности города от Москвы, а возможности максимально быстро доехать от него до МКАД. Для этого мы разработали систему коэффициентов загруженности трасс, где самый низкий балл получали наиболее тесные дороги.

Кроме того, мы учитывали степень развития транспортной, социальной, торговой и развлекательной инфраструктуры в каждом из городов — участников рейтинга. Бонусные баллы начислялись за коммерческие образовательные и медицинские учреждения, расположенные в черте населенного пункта или в непосредственной близости от него. Дополнительные очки, кроме того, получали города, социально-культурный климат которых считается благоприятным: наукоградам, например, выставлялся высший балл.

Определяя места в рейтинге, мы обращали внимание и на архитектурный облик города: в частности, на соотношение количества ветхих и новых зданий. Этот фактор позволяет также определить количество предложений на рынке новостроек, что крайне важно при выборе квартиры. Учитывалась, разумеется, и цена 1 кв. м — низший балл получили те города, недвижимость в которых наиболее дорогая. Следует отметить, что за среднюю стоимость жилья на первичном и вторичном рынках оценки ставились отдельно. Повлияла на итоговый балл, кроме того, экологическая ситуация в рассматриваемых районах, причем оценка за загрязненность коррелирует с удаленностью города от МКАД, ведь, уезжая за 30 км от Москвы, человек рассчитывает как минимум на чистый воздух и воду.

Поскольку одна из задач рейтинга — определение круга подмосковных городов, недвижимость которых может послужить объектом для финансовых вложений с целью получения дохода или хотя бы сохранения капитала, мы ввели дополнительный балл именно за высокий инвестиционный потенциал. Определяли его эксперты по недвижимости, подробнее о каждом из городов — в уже опубликованных очерках.

Дополнительные таблицы — «Города, расположенные вблизи Москвы» и «Города, удаленные от Москвы» — составлялись на основе перечисленных критериев, однако влияние некоторых факторов было снижено или вовсе нивелировано. В частности, мы по понятным причинам не вели подсчет удаленности от МКАД, меньше уделили внимания экологии, составляя рейтинг ближних городов, и, напротив, штрафовали дальние города за плохие природные характеристики.