Условия самоизоляции вызвали интерес покупателей жилья к предложениям с балконами/логотипами. Это пространство все чаще используется не для хранения вещей, а для организации места для отдыха или работы издалека. Карантин действовал как увеличительное зеркало, делая балкон/террасу еще более важной в глазах клиентов. Но соответствует ли каждое предложение на рынке этому спросу? Как показывают подсчеты АН «БОН ТОН», среди квартир в новостройках в центре Москвы комфорт-класса, находящихся в реализации, балконы отсутствуют примерно в 30% проектов.
Функциональность балконов в последнее время изменилась, и в условиях карантина все больше покупателей убеждены в полезности и важности этого конструктивного элемента. Балконы позволяют позагорать, а также позволяют организовать уютное место отдыха с видом на внутренний двор или окрестности дома, но легко ли купить подходящее предложение? Согласно статистике Академии наук, на столичном рынке новостроек комфорт-класса балконы (в том числе крыльцы и террасы) присутствуют в 57% реализованных проектов. Еще 13% - это проекты с «французским» балконом, позволяющим позагорать.
На столичном воскресенье бизнес-класса доля проектов без балконов выше, на их долю приходится около 44% от общего числа проектов в этом сегменте. Остальная часть предложения деконструирована между 51% проектов с балконами, террасами, лоджиями и 5% новостроек с «французским» балконом. С одной стороны, доля проектов без балконов в бизнес-классе выше (44% против 30%), с другой стороны, у покупателей больше шансов выбрать террасные предложения (22% против 5% в комфорт-классе).
Как отмечают в АН «БОН ТОН», балконы в некоторых новостройках отсутствуют по ряду причин, включая архитектурную составляющую. Кроме того, застройщики стремятся предложить разнообразное предложение, учитывающее интересы широкой группы покупателей. Для некоторых, например, наличие балкона /лоджии являлось необязательным и помогало сэкономить при покупке жилья. К этому стоит добавить, что еще не так давно балконы воспринимались в качестве места для складирования вещей, поэтому архитекторы предлагали на замену предложения с келлерами и кладовками. В бизнес-классе ключевую роль играют фасадные решения, с акцентом на панорамное остекление. Отмечается активный «уход» в высоту, который также диктует свои подходу к облику зданий и архитектурной концепции.
Как отмечают в АН «БОН ТОН», желающих купить элитное жильё в посткарантинную эпоху могут заинтересовать и проекты с отдельным входом. Данное решение позволяет жильцам минимизировать контакты с другими людьми. Пока предложений с отдельным входом немного, тенденция только начинает формироваться и, возможно, получит развитие в посткарантинную эпоху, хотя и не станет мейнстримом рынка в силу очевидных ограничений. Сейчас в бизнес-классе можно рассмотреть 7 проектов (8% в сегменте), где есть лоты с отдельным входом. В любом случае текущие условия заставляют застройщиков задуматься о формировании принципиально нового продукта на рынке.
Еще одна тенденция – более активное применение «умных» систем/их отдельных компонентов и контроль входа в подъезд и въезда на территорию. «Умные» технологии (отдельные элементы) представлены в 28% проектов комфорт-класса и 56% проектов бизнес-класса.