Риелторы подвели итоги сезона на рынке вторичного загородного жилья в Подмосковье: эффекта пандемии так и не произошло
Спрос на коттеджи на подмосковной загородной «вторичке» за год вырос на 12%, а популярность дач сократилась на 15%. Такая информация содержится в отчете профильного департамента «Инком-Недвижимости», в котором подвели итоги сезона на вторичной «загородке» (то есть от собственников, а не застройщиков. — Прим. ред.) Подмосковья.
С начала года на вторичном загородном рынке в Подмосковье было приобретено 432 коттеджа, что на 12% больше, чем за аналогичный период 2019 года, привели собственную статику продаж в «Инкоме». На 20% увеличился интерес к таунхаусам: новых владельцев нашли 40 лотов. «Востребованность классических дач, напротив, немного снизилась: в условиях самоизоляции люди искали жилье за городом с высоким уровнем комфорта и возможностью работать удаленно. Поэтому за указанный отрезок времени было куплено только 95 дачных домиков, что на 15% меньше, чем в прошлом году», — говорится в отчете. Также в компании зафиксировали 7%-ное снижение спроса на участки без подряда (УБП): за восемь месяцев удалось реализовать 372 земельных надела.
В среднем площадь продаваемого коттеджа в Подмосковье в 2020 году равна 255 кв. м, таунхауса — 192 кв. м, дачи — 73 кв. м, УБП — 13 соток. Средняя стоимость реализации коттеджа составила 20,8 млн руб., таунхауса — 19,7 млн руб. Дача обошлась покупателям в среднем в 1,6 млн руб., УБП — в 1,8 млн руб. Наиболее популярные у покупателей направления — Новая Рига (16% сделок), Дмитровское (8%), а также Минское и Каширское (по 7% продаж) шоссе. 19% купленных лотов находятся на расстоянии до 30 км от Москвы, 33% — от 31 от 60 км, 48% — свыше 60 км. Средний срок экспозиции дома на загородной «вторичке» составляет сегодня шесть — восемь месяцев.
Среди тенденций рынка, замеченных аналитиками, в «Инкоме» отметили отсутствие эффекта пандемии. «В этом году можно было ожидать, что вызванный пандемией подъем спроса на загородное жилье захлестнет и вторичный сегмент, что могло бы привести к более серьезному сокращению экспозиции, но такого не произошло. В целом причины понятны: до 80% объектов на «вторичке» — физически и морально устаревшие дома. Чаще всего это либо неухоженные дачи, либо «призраки 1990-х» с площадями свыше 400 кв. м, вычурной архитектурой и дорогой отделкой», — рассказал руководитель аналитического центра компании «Инком-Недвижимость» Дмитрий Таганов.
Еще одна «постковидная» тенденция на рынке загородного жилья в Подмосковье — превалирование интереса к аренде домов над покупкой. По данным ЦИАН, если на рынке аренды число просмотров объявлений оказалось больше, чем летом 2019 года, на 77%, то на рынке купли-продажи — лишь на 53%.