Художник и архитектор Иван Мазуренко рассказал, как пришел к строительству купольных дорогих домов в Москве, поделился историей создания своего первого «круглого» здания, а также показал технологию строительства на примере «Дома звука», возведенного в загородном парке Мира.
Предисловие или воздушные замки
Я — любитель всевозможных экспериментов. В какой-то момент меня посетила мысль «почему люди не летают как птицы?», и я начал интересоваться авиацией — всякими дирижаблями, воздушными шарами. Для совершения полета дирижабли используют силу Архимеда и поэтому, в отличие от самолетов, не тратят на взлет огромное количество ресурсов. Если плотность тела ниже, чем плотность воздуха, то тело должно взлетать. А самое легкое относительно воздуха — его отсутствие. Получается, вместо того чтобы тратить энергию на подъем, можно использовать разреженный газ.
Сложность воздушных шаров в том, что они заполнены взрывоопасным водородом или дорогим гелием с небольшими молекулами, просачивающимися из всех оболочек. Оба пропали без вести. А потом мне пришла мысль, что он должен построить вакуумный дирижабль. В тот момент я подумал: "Черт, какой я гений!". Фактически, вакуумный дирижабль был изобретен французскими алхимиками в 1600-х годах.
В общем, нам задана оптимальная форма — шар. Из материалов — сетчатые оболочки, придуманные инженером Шуховым, который известен своей башней на Шаболовке. А сетчатые оболочки в форме шара представляют собой геодезический купол, разработанный изобретателем, инженером и архитектором по имени Бакминстер Фуллер. Он придумал структуру сферических конструкций, разбитых на треугольники. Всем новосибирцам известен пример такой конструкции — «Шарик» на «Глобусе».
Биосфера - это геодезический купол, спроектированный Бакминстером Фуллером в Монреале; сейчас он работает как музей экологии
Сам Фуллер начал строить палатки для армии, но со временем перешел на крупные сооружения. Один из его последних проектов - «Девятый рай». Инженер подсчитал, что если мы построим снаряд диаметром в милю, вся эта конструкция будет иметь подъемную силу из-за большого объема и сможет подняться в воздух с пассажирами на 1000 человек, как в небольшом летающем городке. Не нужно создавать полный вакуум, не нужно создавать достаточно опустошенную атмосферу. Уникальные материалы тоже не нужны. Проблема кроется только в самом строительстве, потому что это выше, чем в любом здании.
Пока этот проект выглядит великолепно, но теперь человечество снова превратилось в космос и авиацию. Возможно, это первый этап изучения близлежащего пространства. Эти же воздушные шары когда—то теряли интерес из-за социальной обстановки - в военное время это было бы огромной и медленно движущейся мишенью. Однако, кстати, средняя скорость пушек составляет около 180 км/ч, примерно так же, как и на небольших легкомоторных самолетах. Декан - это не так.
Летающие города — это скорее об архитектуре будущего. Хотя уже сейчас эти мысли имеют развитие. Слышали, например, про Конюхова — путешественника, который вылетел в стратосферу на воздушном шаре и облетел земной шар за 21 день? Он поднялся в Австралии, совершил кругосветный перелет и приземлился на несколько километров дальше от точки старта.
Проза жизни: от размышлений к делу
Тем временем, пока я обо всем этом фантазировал, у моей мамы разваливался дом. Он все время норовил завалиться на бок, и в 2008 году мы решили строить новый. Я к тому времени уже знал, что можно строить «круглые» дома. Поизучав Бакминстера Фуллера и всю эту историю с архитектурой, я остановился на определенной характеристике — наименьшая площадь оболочки по отношению к внутреннему объему. Это значит, что и энергопотери у такого объекта меньше, на отопление будет затрачено меньше энергии.
Для этого у меня уже был кое-какой опыт, ведь все сетчатые оболочки, которые я изучал, применяются в этой отрасли. Так мама стала моим первым заказчиком, а первый мой «круглый» дом был построен на Лесоперевалке. Мама, кстати, с восторгом отнеслась к этой идее, сказала: «Всю жизнь мечтала жить в круглом доме, давай строить!».
На тот момент я был современным свободным художником и с финансами у меня было не очень хорошо, поэтому стройка растянулась на 3 года. Я начал придумывать коннекторы — соединительные узлы, необходимые для скрепления между собой многоугольников, из которых состоит полусфера. В то время купольные дома на деревянном каркасе строила только американская компания Natural Spaces Domes. Вот у них были свои узлы, но стоили они порядка $10 тыс. — серьезные вложения. Я придумал собственные варианты, которые обошлись мне долларов в 500. Хотя они и не были такими удобными, как у американцев, но разница в цене ощутимая. С тех пор наши системы, конечно, стали дороже.
Я заказал узел одним сварщикам, которые потом исчезли вместе с деньгами. После этого можно было руки опустить, но я не остановился. В одну осень был залит фундамент, в другую — достроен каркас. На третий год появились средства и строительство завершилось, это было в 2012 году. Я тогда послал свою работу на «Архивуд» — конкурс, посвященный деревянному домостроению. Мой проект был одним из первых геодезических куполов в России, построенных как частный дом. С тех пор по всей стране изготовлены тысячи таких домов, да и строительных компаний работает не менее десяти. А тогда это было что-то новое.
Кстати, свою работу я послал на конкурс в шутку, как строительный перформанс, у меня же нет профильного образования. Веселое было время! Оказалось, что я далеко продвинулся и попал в шорт-лист этой известной премии, а в работах стал появляться мой псевдоним с подписью: «Иван Дыркин, архитектор». Вскоре проект получил большой медийный отклик, федеральные каналы стали приезжать. Ко мне обратился еще один мой товарищ: «Давай построишь мне дом». С тех пор понеслось, и давай я строить купольные дома.
Мой первый проект
Первый дом, построенный прямо под окнами «Ясного берега» в частном секторе, получил название «Постмодернистская титька». Это одноэтажный дом 8 метров в диаметре. Площадь объекта — 50 кв. м, высота потолка — 4,60 метра. У него нет нормальной кровли, дом покрыт рекламными баннерами и коллажами, которые уже выцвели и потеряли краску — серая масса. За все время объект попадал в разные каталоги, недавно вот прислали новую книжку, в которую его включили. Нужно позаботиться и завершить стройку. Внутри-то все сделано — жилое пространство, санузел отделен, выделена кухонная зона.
Я думаю, что в Новосибирске уже сотня всяких интересных домов, и еще продолжают строить. Технологии возведения есть разные. В России, например, представлены тентовые конструкции, которые закрыты прозрачным ПВХ-пластиком и используются для строительства отелей на природе. Идею глемпинга (комфортный отдых на природе в шатрах или купольных отелях. — прим. ред.) я популяризировал лет 7–8 назад. Первый отель «Вдох» с купольными домами появился на Алтае, ребята сорвали куш. Проблема в том, что такие объекты недостаточно вентилируемы — в них может быть жарко летом и прохладно зимой. Есть еще купольные саманные дома из сена и глины, такой у нас представлен в ЖК «Горки Академпарка», например.
С момента завершения первого проекта я построил уже много домов. Чаще всего участвовал на всех этапах — от проектирования до монтажа. До прошлого года работал руками. Самый большой проект, в котором я принимал участие, — «Планетарий № 1» в Санкт-Петербурге, крупнейший в мире. Площадь перекрытий в нем около 1000 «квадратов». Наибольшая площадь здания, которое я построил сам, составляет порядка 150 «квадратов» — это купол 12–15 метров в диаметре. Но вообще я сбился со счета после пятидесяти домов и сооружений. У меня нет профильного образования, но есть любопытство. Как я убедился, знание рождается из незнания.
«Дом звука» в парке Мира и другие купольные объекты
Когда концепция парка Мира в Новосибирске только формировалась, со мной связались, чтобы построить в нем купольный чайный домик. В итоге пришли к идее сделать «Дом звука» — теплое здание, в котором можно посетить звуковые сеансы. Я принимал участие в разных этапах реализации этого проекта — и руками строил, и проектировал. Физически процесс строительства занял полгода. Мы начали летом, а сдали дом зимой.
Сверху купол выложен деревянным гонтом (кровельный материал в виде пластин из древесины. — Прим. ред.). Изначально он золотисто-медного цвета, но постепенно меняет оттенок и становится серым, а после дождя — черным, графитовым. Цвет некоторых деталей мы подбирали так, чтобы он совпадал с гонтом.
Кровля этого купола должна прослужить лет 50–70 точно. Во всем остальном это каркасный дом со множеством уникальных решений. Внутри есть такие места, например, где ты стоишь, разговариваешь шепотом, а тебя отчетливо слышно в каждом углу комнаты. Андрей Алексеев (бизнесмен, создатель «Мира Парка». — Прим. ред.) в этом зале как-то мастерски играл на установке, акустика хорошая.
Купольный контур здания для нас уже ничего удивительного не представлял, но вот пристройка вызывала интерес. В ее внутренней отделке заплетены фанерные ламели (пластины из строительного материала. — Прим. ред.), а каждая балка имела свой уникальный профиль и изготавливалась отдельно. У холла в пристройке довольно сложная конструкция с точки зрения интерьерных решений. Мы за холл получили второе место на конкурсе архитектуры и дизайна «Золотая капитель» в номинации «Интерьер лучшего общественного пространства» в 2019 году.
Необычность здания заключается еще и в том, что гонт уложен не ровными рядами, а по диагонали. Это непростое техническое решение. С одной стороны здание выглядит как полусфера с окном на «макушке». По мере того как вы обходите дом, происходит его трансформация: он вытягивается и с другого ракурса уже больше похож на яйцо, лежащее на боку. А в плане нарисован вид сверху, и там здание выглядит как ракушка. Я не думал об этом эффекте, что одна форма превращается в другую.
Получается, что с одной стороны здания длина балки одна, а с другой уже совсем другая. Если бы гонт был уложен рядами, то появился бы кусок, который неясно, как заполнять. Поэтому пластины расположены под углом, по спирали. Из формы вытекает логичное решение, добавляющее проекту сложности, но в то же время и эффектности.
Планировки и цены на купольные дома
Все здания в моем портфолио разные. Есть, конечно, и типовые решения. Сейчас наша компания NeoDome строит в селе Манжерок на Алтае студии-бунгало с оптимизированным внутренним пространством площадью 30 кв. м. Внутри можно отгородить санузел, соорудить антресоли. Мы таких домов построили уже с десяток. По площади есть варианты и поменьше, порядка 20 кв. м. Но фактически в наши конструкции вложены не только затраты на материалы, но и трудовые ресурсы. Получается, что при строительстве домика площадью 20 кв. м. используется такое же количество коннекторов и узлов, затрачиваются те же финансы, а площадь на треть меньше стандартного предложения. Как известно, чем меньше здание, тем выше цена за «квадрат».
Цены во многом зависят от сырья. Фанера — наше все, но сейчас ее стоимость выросла в три раза. Это связано с послековидными историями о том, что возник спрос на собственное жилье. Сначала был провал во всех отраслях, в том числе строительной и производственной. А потом в Америке и Европе застой сменил «бум» — люди поняли, что не хотят сидеть в квартирах, и все ринулись строить дома. Возник дефицит строительного материала, поскольку дерево и металл эксплуатируют активно. Так, если в прошлом году стандартная студия NeoDome площадью 30 кв. м стоила до 1 млн рублей под ключ, то к весне цена поднялась до 1,350 тыс. рублей. Сейчас стоимость такого дома около 2 млн рублей.
«Прозрачные» дома продаются дороже, за 2,7 млн рублей. Они требуют специального стекла — бронированного и каленого, которое идет на кровлю и не представляет опасности при поломке конструкции. Причем площадь кровли больше площади пола, поэтому все это недешево обходится.
Наши основные заказчики — это туристическая индустрия. Они ориентируются на вау-эффект, когда ты отдыхаешь на природе, над тобой звезды, а прямо за окном бегают олени. В конечном итоге такие дома быстро окупаются, за отдых в подобном номере люди платят порядка 10 тыс. рублей.