О том, почему в России в последнее время растет спрос на качественную архитектуру, особенно в сегменте дорогих домов в Москве, рассказал создатель журнала «Русский проект», главный архитектор девелоперской компании «клюква» Барт Голдхорн.

В 1995 году Барт Голдхоорн получил грант от IKEA Foundation на выпуск журнала «Проект Россия» — двуязычного издания о российской архитектуре, градостроительстве и дизайне. В результате журнал стал ведущим российским профессиональным изданием по архитектуре. Многие годы Голдхоорн выступал куратором выставки АРХ Москва, а также куратором и организатором многочисленных общероссийских и международных конкурсов. В настоящее время — главный архитектор компании «Брусника».

— За последние 20 лет самые известные архитекторы мира пытались запустить свои проекты в России, но в основном от таких инициатив ничего не вышло. На каком этапе сейчас находится архитектура в России, удалось ли уйти от "гонки за звезды"?

— Известные архитекторы всегда заметны для прессы, поэтому многие девелоперы активно их привлекают, но само участие такой звезды мало говорит о состоянии архитектуры в стране. В России довольно много людей с деньгами, и они зачастую хотят проявить свое богатство, поэтому именитые архитекторы могут найти здесь клиентов на очень эксклюзивное жилье.

В этом смысле в России есть элита, способная позволить себе эксклюзивность. Но это не имеет никакого отношения к массовому строительству и поэтому не влияет на состояние города в целом. Это также жилье, которое формирует форму города. Если вы путешествуете по Парижу, большинство зданий, которые вы видите, являются жилыми, и это отличная архитектура. Если вы строите частные вещи и не планируете строить общественное жилье, то городу тоже будет плохо.

- В последнее время даже разработчики проектов в массовом сегменте стали интересоваться архитектурой. Эта тенденция в связи с тем, что?

- Когда я впервые начал работать в "проекте России", практически во всех отраслях, кроме жилья, наблюдался сильный рост качества архитектуры. В других сферах появилось много проектов в офисном сегменте, но таких проектов в ЖКХ особо не было.

Сейчас ситуация деконструируется, началась конкуренция между застройщиками за качество. Многие девелоперы стремятся улучшить качество архитектуры, и население обращает на это внимание. Совсем недавно для рядового покупателя выбора не было, предлагалось только недорогое жильё в Подмосковье.

Сейчас все изменилось, в России все стали говорить об архитектуре. Большое внимание уделяется, в частности, общественным пространствам. Сегодня практически невозможно продать свой дом без улучшения. На самом деле все крупнейшие девелоперы занимаются ежеквартальным строительством, что позволяет создать отдельное пространство для жителей дома, что очень ценится в России. Например, в итоге жители могут сбить детей и не бояться за них.

— Что может дать девелоперскому проекту качественная архитектура? И для чего жителям платить за интересный архитектурный проект?

— В настоящий момент у нас работает важное правило: архитектура — это диверсификация продукта, даже в рамках одного дома и одного квартала можно получить разные квартиры. Мы в этом первые, в элитном жилье такое было уже, но в демократическом сегменте нет. Пытаемся сделать так, чтобы у людей появилась возможность выбрать — квартиру с балконом или пентхаус с террасой на крыше, квартиру с минимальными подсобными помещениями или большими комнатами и кладовой, а также вторым санузлом. Мы пытаемся найти ответы на такие вопросы.

Самая большая проблема в России заключается в том, что в стране в 1990-е годы очень популярен стал маркетинг, и во многом взаимодействие с покупателем осталось на этом уровне — просчитать на основе научных методов, сколько двухкомнатных и трехкомнатных построить. Но надо переходить на следующий уровень. Архитекторы работают на разнообразие, чтобы человек мог тебя найти жилье по вкусу.

— То есть даже в рамках одного квартала надо строить разные дома?

— Для нас очень важно, чтобы архитектура домов была разной, тогда люди будут себя чувствовать очень уютно, они смогут выбрать дом, который им нравится, и идентифицировать себя с ним. Если ты строишь дома только одного стиля, то с большой вероятностью этот стиль будет нравиться 30%, а 70% — нет. Поэтому даже в одном проекте должна быть разная архитектура. В таком случае есть на что смотреть и нескучно гулять по улице.

— Зачастую московские девелоперы копируют английский стиль и пытаются подражать застройке европейских городов, используют топонимы в названиях жилых комплексов. Как думаете, с чем это связано и когда от этого удастся уйти?

— Это маркетинговый ход, в первую очередь это говорит об отсутствии собственной идентичности, так происходит не только в России, но и в Азии, и во многих развивающихся странах. Но я думаю, что со временем это уйдет, появятся своя стилистика и свой подход.

Однако для этого заказчик должен понимать, что дому нужно иметь характер, а жилой комплекс — это не просто квартиры с каким-то фасадом, необходимы иногда более яркие идеи. С этой точки зрения ключевое значение имеет сторителлинг — в архитектуре на Западе в 1990-е годы это стало ключевым моментом в презентации архитекторов, когда они пытались убедить заказчика и городские власти в том, как именно должен выглядеть дом.

— Чем, по вашему мнению, ситуация со строительством жилья в России отличается от других стран?

— В настоящий момент я работаю над книгой, она почти готова и опишет всю эту ситуацию в ближайшее время, поэтому я погрузился в эту проблематику глубже.

В России сложилась очень интересная ситуация, здесь есть большие вертикально интегрированные девелоперские компании, которые занимаются покупкой земли, строительством и продажей. На Западе не так, сейчас строительство там ведут небольшие игроки, и это все приводит к интересным результатам с точки зрения разнообразия, но есть большая проблема со скоростью строительства и себестоимостью. Поэтому на Западе наблюдается огромный кризис жилья: нужно быстро строить — и никто не знает, как это делать.

Во многих отраслях произошел скачок производительности, но в строительстве не было такого роста. В России же почти все строители — это крупные игроки, и у них есть большие возможности преодолеть проблему массового производства.

Мы пытаемся объединить два фактора: производить штучный товар, но на массовой основе. Живущие в хрущевках люди тоже хотят переехать в удобные современные квартиры, и крупные девелоперские компании дают им такую возможность.