По наблюдениям аналитиков "Метриума", средняя площадь проданных квартир после кризиса 2014 года выросла только в сегменте элитных новостроек Москвы. Новых элитных квартир, купленных в Москве за пять лет, в среднем стало на 75% больше. При этом в других сегментах воскресенья покупатели стали выбирать квартиры поменьше.
В последние десять лет на Московском воскресенье новостроек клиенты, как правило, покупали квартиры с меньшей площадью. Исключением стал лишь элитный сегмент, в котором наблюдается обратная тенденция-увеличилась средняя площадь купленной квартиры.
В 2015 году этот показатель составлял 121,5 квадратных метров, но в последующие годы он неуклонно рос, а в 2020 году достиг 212,4 квадратных метров. так, за пять лет средняя квартира, приобретенная в элитном здании, выросла на 75% или на 90 квадратных метров. m.
В других сегментах, напротив, клиенты стали покупать квартиры поменьше. Таким образом, средняя площадь проданного жилья эконом-класса снизилась с 67,6 квадратных метров. m. До 51,2 кв. м (-24%), в комфорт-классе-68,7 кв. м в 2013 году до 54,4 кв. м в 2020 году (-12%). В бизнес-классе этот показатель снизился с 95 квадратных метров в 2013 году до 60,9 квадратных метров в 2020 году (-36%). В новых зданиях премиум-класса покупатели также начали покупать жилье поменьше, чем раньше. Если в 2013 году средняя площадь проданных квартир в этом сегменте воскресенья новостроек составляла 131,5 квадратных метров, то в 2020 году она снизилась до 106 квадратных метров. м (-19%). Средняя площадь всех квартир сократилась на 34% с 88 квадратных метров. от 57,8 кв. м до 57,8 кв. м. m.
"Тенденция к увеличению торговых площадей в элитном сегменте вполне логична для посткризисного периода, в то время как в других снижается", - говорит Анна Раджабова, директор компании по элитной недвижимости «Метриум Премиум " (член партнерской сети CBRE). - В настоящее время усиливается социальная стратификация, сокращаются доходы значительной части населения, а обеспеченные слои пытаются инвестировать в инвестиционную недвижимость. Роскошные апартаменты становятся хорошей инвестицией во время рецессии, когда стоимость других активов нестабильна, а риски увеличиваются. С этой точки зрения элитное жилье в центре Москвы является более надежным активом. Соответственно, выгодно покупать объекты с большой площадью-поэтому можно превратить большую сумму денег в недвижимость."
Разработчики адаптировали предложение к требованиям покупателей, которые становятся все более скромными. Средняя площадь всех выставленных квартир снизилась с 89,8 в 2013 году до 68,1 (-24%) в 2020 году. В комфорт-классе за тот же период показатель снизился с 64,3 до 56,5 (-12%). Средняя площадь квартиры, продаваемой в бизнес-классе, снизилась с 98 квадратных метров до 76,5 квадратных метров.м (-22%), в премиум-классе-от 132 квадратных метров до 107 квадратных метров (-19%). В элитном сегменте предложение практически не изменилось-если в 2015 году девелоперы продают квартиры со средней площадью 162,9 квадратных метров, то в 2020 году-160,6 квадратных метров.м (-1%).
Аналитики "Метриума" отмечают, что средняя площадь квартир, продаваемых практически во всех сегментах, меньше выставленной. Так, в 2020 году в среднем по рынку обычно покупают квартиру площадью 57,8 кв. м, девелоперы предлагают площадь в 68,1 кв. м, тогда как в комфорт-классе запросы клиентов и предложения застройщиков превышают другие-средняя площадь проданной квартиры составляет 54,4 кв. м, а проданной квартиры-56,5 кв. м.